Виды художественной ковки

Горячая ковка

Это древний и сложный способ, при котором металл сначала нагревают до очень высокой температуры (+800...1100 °С), благодаря чему можно изменить его форму с помощью специальных инструментов, а потом резко остужают. В результате горячей ковки из стальной пластины создают цветы, завитки, волны и другие узоры. При таком методе все работы ведутся вручную, а кузнец может использовать большое количество приемов (вытяжку, закручивание, осадку и т. д.).

Холодная ковка.

В этом случае металл обрабатывается на специальном оборудовании без нагрева. Чаще всего холодная ковка используется в поточном производстве, когда процесс изготовления деталей механизирован и применяются молоты, гибочные станки, различные прессы и т. д. Кроме того, данный метод используется при художественной обработке драгоценных (золота, серебра) и цветных (алюминия, меди) металлов, так как они не требуют предварительного нагрева.

Штамповка.

Может быть холодной и горячей. Металл помещается в специальные шаблоны (штампы) и при остывании или под давлением пресса принимает соответствующую форму. Наибольшее распространение штамповка получила в серийном производстве.

Приемы художественной ковки

В зависимости от материала, с которым работает кузнец, и задач, стоящих перед мастером, в художественной ковке применяются различные приемы обработки металла.

Осадка.

Этот прием используется для увеличения размеров поперечного сечения части заготовки за счет ее длины. Осадка может быть полной, при которой деформируется вся поковка, и местной – горячему воздействию подвергается часть металла. Операция может применяться в следующих случаях: для получения отдельных утолщений на поковке при изготовлении декоративных элементов с переменным сечением, например, растительных мотивов: ягод, плодов, узлов на стебле и т. д.; как предварительная операция перед загибанием заготовки под углом для компенсации недостающего металла. При выполнении осадки необходимо, чтобы заготовка была прямой, а ее концы были срублены под углом 90°.

Вытяжка.

Применяется, если необходимо увеличить длину заготовки за счет уменьшения ее поперечного сечения. Для этого нагретую деталь кладут на наковальню, ударяют по ней молотом, затем поворачивают на 90° и ударяют по образовавшейся выпуклости. Таким образом, переворачивая и передвигая заготовку, ее вытягивают.

Рубка

разрубка. Деталь только надрубается, а надрубленные участки вытягиваются, отгибаются и изменяются с помощью других приемов художественной ковки, в результате чего получаются листья, цветы, завитки и т. д. Чаще всего разрубка применяется при изготовлении жиковин и светцов; обрубка. Это отделение части металла по внешнему контуру. Используется при изготовлении кованых изделий сложной формы: жиковин, накладок и пр.; вырубка. Это операция, аналогичная обрубке, но применяется для отделения металла по внутреннему контуру заготовки.

Пробивка.

В результате операции на заготовке образуется отверстие. Оно необходимо для продевания стержней, клепки и других аналогичных операций. На место, где должно быть отверстие, устанавливают пробойник (бородок) и наносят сильные удары, чтобы бородок погрузился на ¾ толщины металла. Затем деталь переворачивают и на выпуклость, появившуюся после первых ударов, снова ставят бородок и завершают пробивку. Для получения отверстий нужных форм и размеров используют соответствующие оправки.

Гибка.

В результате этой кузнечной операции поковка приобретает изогнутую форму по заданному контуру. При обработке толстых деталей происходит изменение первоначальной формы и площади поперечного сечения в зоне изгиба. Чтобы избежать деформаций, перед выполнением операции производят осадку участка в месте сгиба заготовки. Процедура имеет несколько разновидностей:

гибка под углом.

Производится на ребре наковальни с предварительным нагревом только участка гибки. Нагретую деталь располагают так, чтобы будущее ребро сгиба совпадало с ребром наковальни, и сверху прижимают кувалдой. Ручником ударяют ближе к ребру наковальни, а не по концу заготовки;

гибка под углом 90° без радиуса скругления.

Предварительно нагретую заготовку сгибают на ребре наковальни, зажимают в тиски и ударяют в торец металла;

гибка по дуге.

Производится на роге наковальни или соответствующих по размеру и радиусу дуги шпераках. Гибку сложных профилей производят на шаблонах, оправках и гибочной плите;

гибка на конусе.

Применяется при изготовлении конусной спирали. Для этого используется оправка в виде конуса, сечение которой определяет внутреннее сечение будущей спирали;

гибка без конуса.

Спираль гнется без использования оправки с помощью тисков

Закручивание.

В ходе этой операции одну часть поковки поворачивают вокруг общей оси по отношению к другой. Существуют два варианта:

закручивание на 180°.

Применяется для изготовления отдельных элементов декоративных изделий (листьев, цветов и т. д.) с целью придания им большей пластичности. Закручивание осуществляется на шпераке, на роге наковальни с помощью ручника, а при работе с мелкими деталями используются круглогубцы;

многократное скручивание на угол 360°.

Захватив концы тонкой заготовки, кузнец начинает одновременно поворачивать ее в противоположные стороны. При скручивании толстой поковки один ее конец зажимают в тисках, а операцию выполняют с помощью воротка.

При выполнении закручиваний металл раскаляют до ярко-красного цвета, чтобы избежать образования трещин и деформаций изделия.

Выглаживание (отделка). Эта операция выполняется на заключительной стадии с целью придания поковке законченного облика. После обработки молотком изделие имеет неаккуратный вид и на нем всегда остаются волнистые следы. Их убирают с помощью гладилок разных форм. Иногда выглаживают только отдельные участки рельефа, чтобы изделие выглядело более эффектно.

Насекание рисунка. Данный прием также выполняется на заключительной стадии ковки изделия. С помощью зубила на металл в холодном или горячем состоянии наносят насечки, штрихи и более сложные узоры, а также надписи.

Набивка рельефа. С помощью этого приема обогащается фактура изделия путем создания дополнительных рельефных канавок, выступов, углублений, например, прожилок на лепестках и листьях, канелюр на колоннах и т. д.

Стили художественной ковки

Романский стиль. Был распространен в X–XIII вв., считается первым общеевропейским стилем. Источником возникновения послужили искусство Византии, народов Северной Европы и ранние христианские мотивы. Самыми известными работами кузнецов того времени считаются кованые решетки на храмах. Главная отличительная особенность романского стиля в ковке – массивность. Толстые металлические прутья с квадратным сечением соединялись под углом, а свободные промежутки заполнялись спиральными завитками. Работы мастеров можно увидеть на входных дверях собора Нотр Дам де Пари (рис. 3), решетках храма в городе Овернье д’Орсиваль, решетках Винчестерского кафедрального собора и пр. В конце XII века художественную ковку начинают использовать и городские жители: они заказывают кузнецам кованые заборы, калитки. Однако бытовые вещи в романском стиле мастера ковали недолго – на смену ему пришла готика.

Входные двери собора Нотр Дам де Пари

Готический стиль. Господствовал в Европе с середины XIII до начала XVI века. В это время активно развивалось строительство частных и общественных зданий: ратуш, рынков, цехов, богатых домов знати. Готический стиль в архитектуре – это стремящиеся в небо, богато декорированные и наполненные аллегорическими и символическими изображениями постройки. Возвышенность подчеркивается стрельчатой формой сводов, оконных и дверных проемов. Отличительными чертами готики в художественной ковке являются вертикальная композиция, использование прутьев сложного профиля, геометрический характер узора (преимущественно части окружности), определенные растительные мотивы (виноград, дубовые листья, трилистник, королевские лилии и т. д.). Яркими представителями готики в художественной ковке считаются ворота Малостранской мостовой башни и оконные решетки на Староместской ратуше в Праге, решетки из церкви святого Духа в Градец-Кралове и др.

Эпоха Возрождения (Ренессанс). Считается переходным периодом от Средневековья к Новому времени и датируется серединой XVI–XVII вв. Отличительные черты Ренессанса – симметрия и выверенные пропорции в сочетании с многочисленными декоративными элементами. Ковка эпохи Возрождения отличается отсутствием мощной рамы – теперь она используется всего лишь как обрамление. Пруты имеют круглое сечение, а узор развивается из центра композиции, его основными элементами являются многочисленные пересекающиеся между собой завитки. Ковка эпохи Возрождения – это, например, ограда королевской гробницы в пражском Соборе Святого Вита.

Классицизм. Этот стиль господствовал в Европе в XVII–XVIII вв., в его основе лежало античное искусство. Главные приметы классического стиля в целом – соразмерность, гармония и стройность. В архитектуре это симметричные фасады, украшенные колоннами и ротондами, спокойная цветовая гамма, большое количество золота и мрамора, использование античных символов: голов льва, сфинкса и т. д. В ковке эпохи классицизма преимущественно используется прут с прямоугольным сечением и чеканка, в композиции акцент смещается на скульптурные детали, а завитки отличаются особой пышностью.

Шведская художественная ковка. Барокко.

Барокко и рококо. Эти стили – наследники классицизма – были распространены в Европе с середины XVII до конца XVIII века. Барокко в архитектуре – это сложные криволинейные формы, роскошь, наличие большого количества декоративных элементов. Все это нашло отражение и в кованых изделиях той эпохи, отличающихся пышными скульптурными формами, большим количеством завитков, вплетением в орнамент рельефных элементов: корон, гербов, масок, ваз, птиц и т. д. Самые известные представители европейского барокко – золоченые решетки Версальских дворцов. В стиле рококо декоративные элементы приобретают еще более претенциозный и утонченный характер. В кованых изделиях преобладает асимметрия, ломаный характер завитка, отсутствие крупных композиционных акцентов. Художественная ковка в целом находится в упадке, так как кованые архитектурные элементы утрачивают свое значение, в большей степени выступая в роли вспомогательных деталей.

Ампир. Был распространен в период с середины XVIII до первой трети XIX века. Для этого стиля характерны монументальность, массивные формы, античные мотивы в декоре. Приметами ампира в ковке являются простые прямые линии и формы, линейность композиции, применение разнообразных скульптурных форм. В целом изделия этого периода отличаются малой выразительностью.

Историзм (эклектицизм). Переходный период в искусстве, начавшийся в середине XIX века, в котором перемешиваются и трансформируются классицизм, барокко и рококо. Характерными чертами историзма в художественной ковке можно считать возрождение забытого в эпоху ампира завитка, свободное сочетание мотивов и орнаментов различных стилей, гармония линейной барочной композиции с характерными деталями классицизма: венками, акантовым листом и т. д.

Модерн. Этот стиль зародился в конце XIX – начале XX века и отличался стремлением к новым формам и гармоничным сочетаниям. Для модерна характерны легкость, мягкость, подчеркнутая асимметрия, в качестве орнаментов используются контуры тела человека, животных. Появляются новые способы обработки сырья и сборки деталей. Применяется пайка, клепка, продевание, мастера комбинируют металлы, экспериментируют с технологиями.

Ар-деко. Стиль пришел на смену модерну и стал шагом на пути к конструктивизму. Его отличительными чертами являются симметрия и геометрия, отсутствие плавности модерна. В ковке для ар-деко характерны строгие вертикальные линии, скругленные углы, линейный геометричный декор из зигзагов, треугольников, кругов, объединение древнегреческих и древнеегипетских мотивов с абстрактными фигурами, сочетание разных материалов и технологий обработки металлов.

*Источники:

И. Мельников. Художественная обработка металлов. – Изд-во «Феникс», 2005.

А. Флеров, М. Демина, А. Елизаров, Ю. Шеманов. Техника художественной эмали, чеканки и ковки. – М.: Высшая школа, 1986.

Г. Семерак, К. Богман. Художественная ковка и слесарное искусство. – Изд-во «Машиностроение», 1982.